www.culture.ru
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь
Ипатьевский монастырь — один из самых известных в России. История Ипатьевского монастыря неразрывно связана с жизнью всех поколений императорской семьи Романовых. Именно в Ипатьевском монастыре избрали на царство первого из романовской династии — Михаила Фёдоровича, укрывшегося в стенах обители в период Смутного времени. А спустя 300 лет в монастыре прошли грандиозные празднования юбилея дома Романовых.
Первые упоминания о Свято-Троицком Ипатьевском монастыре появились в XV столетии. Белокаменный комплекс возвышается на берегу реки Костромы, а главной монастырской постройкой во все времена был храм Святой Троицы. По сей день в соборных интерьерах сохранились уникальные фрески работы Гурия Никитина и многоуровневый позолоченный иконостас. В стенах Троицкого собора хранятся чудотворные иконы и мощевики, а также один из древнейших летописных сводов.
Несколько интересных фактов о Свято-Троицком Ипатьевском монастыре в Костроме:
- Основание монастыря. По преданию, его заложил татарский вельможа Чет в 1330 году — родоначальник фамилии Годуновых.
- Колыбель династии Романовых. С осени 1612 года в кельях монастыря от поляков скрывался 16-летний Михаил Романов с матерью-монахиней Марфой, а 14 марта 1613 года в Троицком соборе Михаила Федоровича призвали на царство.
- Ипатьевская летопись. До XVIII века в стенах монастыря хранилась Ипатьевская летопись — один из древнейших списков Повести временных лет.
- Спасо-Преображенский храм. На территории монастыря до 2002 года находился уникальный деревянный Спасо-Преображенский храм из костромского села Спас-Вежи. В 1956 году его перевезли сюда из зоны затопления Горьковского водохранилища.
- Святыни монастыря. В иконостасе Троицкого собора установлена чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, частица Ризы Господней и частица мощей священномученика Ипатия.
История Ипатьевского монастыря
Считается, что Ипатьевский монастырь основал татарский мурза Чет — влиятельный вельможа Золотой Орды. Направляясь в Москву на службу к Ивану Калите, он остановился по пути в этой местности, чтобы отдохнуть. Здесь ему было видение Божией Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после которого он исцелился от недуга. Чет принял православное крещение и выделил средства на строительство обители в месте явления и чудесного исцеления.
Однако есть и другие версии, согласно которым основание монастыря относят к середине XIII века. Его могли заложить новгородцы, считавшие священномученика Ипатия покровителем своих посадников. Несмотря на расхождения мнений по поводу времени основания монастыря, неоспорим тот факт, что Чет внес значимый вклад в его становление, его личность важна и тем, что он был родоначальником Годуновых, представители которых сыграли важную роль в жизни обители и страны в целом.
Еще в XIV и XV веках монастырь был небольшим и малоизвестным, однако все поменялось с укреплением влияния рода Годуновых. С середины XVI по начало XVII века на его территории разворачивается масштабное каменное строительство — в это время возводятся Троицкий собор и монастырские стены с въездными воротами. Обитель имела мощные крепостные стены с башнями, на которых устанавливались орудия, как и многие другие монастыри того времени, он был еще и оборонительным сооружением, он защищал подступы к Костроме со стороны старой ярославской дороги.
Щедро жертвовали представители рода монастырю и ценные реликвии — иконы, украшенные чеканными изображениями золотые предметы церковной утвари. Трудные дни настали для обители в Смутное время — ее захватил один из отрядов Лжедмитрия II, который удалось прогнать из крепости только силами подоспевшего из Галича войска народного ополчения.
В силу своей исторической значимости, обитель в течение долгих веков была неразрывно связана с крупнейшими социальными и политическими событиями, происходившими в Русском государстве. Именно в Ипатьевском монастыре Михаил Романов был призван на престол, что возвеличило обитель. В период правления Михаила Федоровича ее территория была значительно расширена с западной стороны, ее стали называть Новым городом. С годами авторитет обители все больше увеличивался, благодаря щедрым пожертвованиям она стала одной из самых богатых в стране.
Однако в петровские времена расцвет сменился упадком — часть колоколов была снята и отправлена в Москву для военных нужд, также часть доходов и пожертвований сверх установленного размера изымалась в пользу казны, что постепенно привело к обветшанию построек. После учреждения Костромской епархии монастырь стали использовать в качестве резиденции архиерея, в связи с этим обитель претерпела ряд перестроек. В 1767 году произошло знаменательное событие в жизни обители — ее посетила императрица Екатерина II, важное значение имел и приезд в 1834 году императора Николая I, который распорядился о проведении восстановительных и реставрационных работ на территории.
В дальнейшем обитель удостаивали визитами и другие императорские особы. С большим размахом проходило празднование в обители 300-летия Дома Романовых, на котором присутствовал император Николай II с семьей. После событий, связанных с революцией в 1917 году, обитель прекратила существовать в качестве культурного и духовного оплота для верующих. Большинство ее построек было пущено под хозяйственные нужды. Все церковные реликвии, начиная с двадцатых годов, вывозились в Москву, где их использовали на революционные нужды. Лишь часть икон и предметов, не представляющих для большевиков ценности, были отданы в местный краеведческий музей.
Одновременно с этим помещения и постройки монастыря были отданы под общежития для фабричных рабочих, солдат Красной армии и даже под танцевальные площадки. И только лишь с середины 1940-х годов власть стала постепенно пересматривать свое отношение к нему, осознавая его культурную ценность. Со временем в обители был создан историко-архитектурный музей-заповедник. В 1990-е годы началась постепенная передача монастыря Русской православной церкви, которая окончательно завершилась в 2004 году.